Шины алюминиевые
Различают сортовой прокат электротехнического и общего назначения. Материалом для производства алюминиевых шин служит технический алюминий АД0, первичный А5 и сплавы марок АД31Т и АД31.
Технический алюминий АД0 содержит в своем составе небольшое количество примесей (кремний, железо, магний, титан, цинк, медь и марганец), маркировка указывает на обработку АД0 давлением. Металл легко поддается формовке и механической обработке, устойчив к коррозии и отличается повышенной прочностью.
Первичный алюминий марки А5 содержит в своем составе 99,5% чистого алюминия, остальное – примеси железа, цинка, кремния, меди и титана.
АД31 представляет собой деформируемый алюминиевый сплав с низкой прочностью и высокой коррозионной стойкостью. Чистого алюминия в его составе около 97,25 – 99,3%, о чем информирует маркировка. Кроме алюминиевых шин из данного сплава изготавливают конструкции и детали для различных отраслей промышленности. После сваривания элементов конструкций сварной шов отличается достаточно высокой стойкостью к коррозии алюминия. В составе сплава АД31 присутствуют примеси цинка, магния, кремния, железа, меди и титана.
Прессованный профиль производят из марки алюминия АД0 и сплава АД31 в соответствии с ГОСТ 22233-2001, химический состав – по ГОСТ 4784-97. Для определения химического состава забор и подготовку проб осуществляют согласно ГОСТ 24231-80.
Поставляется алюминиевая шина, в зависимости от требований заказчика, сечения и сплава, в виде прутков с мерной длиной и бухт немерной длины.
Высокой электропроводностью, пластичностью, коррозионной стойкостью характеризуются алюминиевые шины АД0. Кроме того, благодаря минимальному содержанию примесей других металлов, эксплуатационные свойства алюминиевых шин из сплава АД0 выше, в сравнении с другими марками.
Свойства алюминиевой шины АД31 схожи с АД0. Прокат хорошо сваривается разными методами и легко обрабатывается резанием. Для придания алюминиевым шинам повышенной прочности их дополнительно подвергают термообработке и холодной деформации.
Различают алюминиевые шины по состоянию материала:
- закаленные и искусственно/естественно состаренные (АД31Т);
- искусственно состаренные;
- горячепрессованные (без термической обработки);
- не полностью закаленные.
По окончании термообработки алюминиевые шины проходят серию испытаний, нацеленных на изучение микроструктуры металла и исключение пережога.
По способу производства шины из алюминия являются неплакированными.
Вес погонного метра алюминиевой шины зависит от ее сечения и необходим для расчета общего веса конструкции. Минимальный вес при сечении 3х15 мм составляет всего 120 грамм, а максимальный – сечение шины 10х120 мм – 3,25 килограмма.
Основные свойства алюминиевых шин:
- малый вес;
- немагнитность;
- нетоксичность;
- удельное сопротивление постоянному току 0,0290 и до 0,0330 мкОм*м;
- длительный период службы (до 25 лет!);
- высокая устойчивость к процессам коррозии;
- хорошая электропроводность алюминиевых шин;
- отличная теплопроводность;
- высокие механические характеристики, отличная обрабатываемость шин из алюминия.
Сфера применения алюминиевых шин
Алюминиевая шина – востребованный на российском рынке материал благодаря достаточно широкой области применения. Из них изготавливаются декоративные детали в машиностроении и строительстве: элементы отделки автомобилей, самолетов, фасадов зданий и интерьера. Благодаря таким ценным свойствам, как пластичность, теплопроводность, электропроводность, немагнитность данный вид проката нашел применение и в электроэнергетике. Алюминиевые полосы используются в распределительных устройствах, шинных сборках, а также жестких токопроводах.
Благодаря своей высокой коррозионной стойкости и нетоксичности алюминиевые шины могут применяться в течение продолжительного времени в сложных эксплуатационных условиях.